Translate

1/05/2013

Некоторые итоги 2012-го. Исследования в библиотеке

Закончился 2012 год...год, в котором все отделы областной библиотеки вели исследовательскую деятельность. результаты, увы, разные. не все радуют, но... Хочу представить некоторые из них...



«Деятельность библиотек Гомельщины в 60-е годы XX века »

 (автор: библиотекарь I категории  отдела хранения основного фонда                      Ведь Елена Александровна)






 Темой  исследования является деятельность библиотек Гомельской области
в период с 1961 по 1969 гг., где Гомельской областной библиотеке уделяется наибольшее внимание как главной и крупнейшей библиотеке региона. Именно история Гомельской областной библиотеки является системообразующим элементом  научной работы, так как  данное изыскание опирается в значительной степени на материалы архива Гомельской областной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина.
Почему хронологическими рамками исследования стали 60-е гг. годы   прошлого века? Оказалось, что это один из малоисследованных периодов в истории библиотечного дела  не только в Беларуси, но и  других стран. Историков библиотечного дела интересуют  20-е годы XX века, также  Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и первые послевоенные годы. Такая направленность интересов библиотековедов легко объяснима: это наиболее драматичные в истории страны периоды.
 Но хрущевская «оттепель» и брежневский «застой» стали временем расцвета библиотечно-библиографического социального института. Первое поколение советской библиотечной интеллигенции 1930-1960 гг. востребовало самоотверженных работников, развернувших гигантское библиотечное строительство в еще недавно неграмотной стране. Библиотекари в 1960-1970 гг.  стали одним из отрядов советской гуманитарной интеллигенции. Именно в эти годы родился миф о «воспитателях и пропагандистах». В 1960-1970 гг. СССР  воспринимался великой библиотечной державой: самое большое  в мире количество библиотек, библиотечных работников и объем совокупного фонда.
В 1960-1970гг.  библиотечная суперсистема продолжала свое экстенсивное развитие: расширялась всесоюзная библиотечная сеть, совершенствовалась организационно-управленческая структура (произошла централизация сети массовых библиотек); значительно увеличилось количество средних  и высших библиотечных учебных заведений, а ВУЗы по подготовке библиотечных специалистов в 1964г. были  преобразованы в институты культуры; пополнялся ассортимент профессиональных периодических изданий, печатались первые вузовские учебники.
В 60-гг XX века  разрабатываются вопросы общей теории библиотековедения, теории формирования библиотечных фондов. В эти же годы  в советском библиотековедении продолжалось теоретическое обоснование места библиотеки в жизни общества и ее социальных функций:  библиотека как аккумуляция и распространение  идей, объективированных и материализованных в произведениях печати; дискутировалась сущность библиотеки: библиотека это собрание книг или учреждение.
На рубеже 50-60гг. XX века появляется понятие   «потребитель информации, предоставляемой библиотекой». Впервые был введен в библиотековедческий лексикон термин «профессиональная информационная потребность»:  теперь доступ к фондам понимался как источник информации, а выставки и обзоры как методы информационного обслуживания.
 Именно в 60-е гг. XX века произошло разделение библиотечного факультета
на две специализации: универсальных и специальных библиотек.  И уже тогда возникли  профессилогичесие  проблемы, не решенные до сих пор: как добиться эффективного взаимодействия между библиотекарями и неспециалистами в библиотечной практике; проблема недостаточной верифицируемости  библиотечной теории с практикой; субъективные и объективные причины текучести кадров и невысокого материально-технического обеспечения библиотек.
Методологией исследования  является  регионоведение: изучение территориальных библиотечных систем на эмпирическом материале конкретной библиотеки. Методология была предложена Карташовым Н.С.  в 1960-1970-е гг.
Любая территориальная библиотечная система имеет свою историю, переживает процесс зарождения и становления, развития и совершенствования. Поэтому   для ее  научного познания  необходимо выяснить, как она возникла,  какие главные этапы в своем развитии проходила, чем она стала теперь и каковы ее перспективы.
 Принцип историзма обуславливает необходимость начинать изучение библиотечного дела региона с оценки развития территориальной библиотечной системы.  Региональные библиотечные исследования порождаются потребностями практики и должны объяснять процессы и явления, обосновывать цели библиотечной деятельности и методы их достижения. Анализ практики дает возможность свести к минимуму негативные моменты. Задача регионального библиотековедения   извлекать из научного знания идеи практического характера, трансформировать их в конкретную методику, технологию.
 Гомельская областная библиотека как ядро территориальной библиотечной системы будет изучаться по четырем константам:
1.     Тип и вид библиотеки, уровень функционирования ее как целостной системы;
2.     Библиотечные фонды:  объем; отраслевой, тематический, типовой, видовой, языковой состав литературы;  соответствие  потребностям социума;
3.     Кадры: численность; образовательный и квалификационный состав; стаж;
4.     Материально-техническая база: здания, оборудование, механизация и автоматизация библиотечных процессов.


Анализироваться будут следующие направления:
1.     состояние  процессов и уровень их эффективности;
2.      изменения в процессах:  факторы,  изменившие  процессы и степень  влияния факторов;
3.      резервы повышения эффективности функционирования территориальной библиотечной системы.

Тип и вид библиотеки, уровень функционирования ее как целостной системы
В 1960 году была создана  библиотечная инспекция Министерства культуры  БССР для государственного контроля и координации работы библиотек всех ведомств. Министерство культуры СССР в 1962 году  выпустило «Основные положения организации сети массовых библиотек» и «Положение о координации деятельности библиотек БССР в области рекомендательной и научно-информационной библиографии и справочно-библиографической работы»; в 1967 году  вышло постановление коллегии  Министерства культуры БССР «Основные правила организации единой сети массовых библиотек БССР». В дальнейшем  создавалась сеть отраслевых территориальных органов научно-технической информации. При  организации библиотечной сети стремились рационализировать размещение массовых библиотек,    учитывать перспективы экономического развития регионов.  Были установлены принципы и нормативы организациии библиотечного обслуживания населения с учетом плотности населения и радиуса действия библиотек.     Создавались межведомственные советы.
В 60-е годы XX века проводился  Всесоюзный смотр сельских библиотек и соревнование книгонош. Тогда же  произошла  первая республиканская межведомственная конференция, в которой принимала участие и Гомельская областная библиотека. Сеть библиотек расширилась, объединились мелкие библиотеки,  произошло сокращение приклубных библиотек.   Министерство культуры СССР отмечало, что  упорядочивание сети библиотек  идет более успешно  в БССР, УССР, Литовской ССР. Создавались областные, районные, городские  детские библиотеки, сеть самостоятельных юношеских библиотек.На январь 1961 года в Гомельской области было 849 библиотек Министерства культуры. По числу массовых библиотек Гомельская область занимала четвертую позицию  после Минской, Гродненской, Витебской областей. Во всех районах Гомельской области планы упорядочивания библиотечной сети утверждались райисполкомами.   В 1967 году Гомельский горисполком и областной совет профсоюзов приняли постановление “ Об укреплении материально-технической базы  и упорядочении библиотечной сети в  городе”. Ежеквартально проводились  заседания областного оргкомитета, который  стимулировал участие в смотре библиотек, контролировал  работу городских и районных оргкомитетов.
Для доведения книги до каждого жителя Гомель был разбит на девятнадцать микрорайонов, в каждом выделена опорная библиотека. Центральными библиотеками  стали  им. Герцена и  Новобелицкая. 
В Гомельской области  также были организованы отраслевые передвижки, происходила  координация работы библиотек района, было  создано восемь  школ передового опыта.
Много внимания уделялось развитию библиотечного дела со стороны сельских советов: Асаревичского и Угловского Брагинского района, Тихиничского Рогачевского района. Мозырская и Новобелицкая городские библиотеки Гомельской области  успешно организовали  обслуживанияе там, где было несколько библиотек: городская библиотека  являлась  центром МБА, методическим  центром и координировала  работу всех библиотек-филиалов.
В  1964 году вышло   постановление коллегии Министерства культуры БССР
«О состоянии библиотечного обслуживания детского населения республики», в том же году было  принято  постановление «О мероприятиях по улучшению воспитательной работы среди детей и подростков учреждениями культуры Гомельской области», а в 1969 году  постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР «О мерах по улучшению работы школьных библиотек». В 1965 году вышел  приказ Министра культуры  БССР «О мерах по дальнейшему улучшению библиотечного обслуживания детей и юношества республики»,  Решалась задача создания самостоятельных детских библиотек, но не всегда учитывался демографическое состояние. Создавались областные, районные, городские детские библиотеки, сеть самостоятельных юношеских библиотек. Областная детская библиотека была открыта в Гомеле в 1959 году. Министерство культуры отмечало отличную работу с детским читателем в Гомельской области: в Гомельской, Гродненской, Витебской областях  оказывается помощь по работе с детским читателем на селе.  Но Министерство культуры указывало на  то, что не созданы районные детские библиотеки в  Гомельском,  Мозырском районах.
Для оптимизации работы с фондами в 60-х годах прошлого века решено было создать межбиблиотечный абонемент: в 1968 году был организован   Белорусский НИИ научно-технической информации и технико-экономических исследований, а в дальнейшем - сеть отраслевых территориальных органов научно-технической информации. Функции республиканского центра  научно-технической информации  исполняла Правительственная библиотека им. А.М. Горького  -  межбиблиотечный абонемент (МБА). С 1964года  –  начал свою деятельность  кольцевой  МБА, включавший Правительственную библиотеку им. А. М. Горького, Государственную библиотеку БССР им.  В. И. Ленина, Фундаментальную библиотеку им. Я. Коласа.
В 1963 г. МБА Гомельской областной библиотеки состояла абонентом Государственной библиотеки СССР, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, библиотеки АН БССР и АН СССР, Государственной библиотеки БССР, библиотек ЛГУ и МГУ, Московской центральной медицинской библиотеки. В 60-е годы МБА пользовались  от двухсот тридцати до двухсот девяноста пяти библиотек области. Качество работы МБА района определялось количеством заказов по МБА. Пропаганда МБА  происходила следующим образом: через выезды в районы, через посылку  писем, бланков, через сообщения о работе МБА и заочного абонемента,  через доклад «Единая общегосударственная  система МБА».
В 60-е годы прошлого века в Гомельской областной библиотеке действовали следующие отделы обслуживания: абонемент, юношеский сектор, читальный зал, отдел искусств, отдел технической и сельскохозяйственной литературы, заочный абонемент, межбиблиотечный абонемент.
В 1959-1965 годах происходило дальнейшее развитие системы библиотечного обслуживания населения СССР в целом и в Гомельской областной  библиотеке в частности:
§        Разрешен открытый доступ к полкам - это новшество вызвало увеличение  читаемости. Организована  и развивается система МБА- стали доступны книги из других библиотек.
§      В работе библиотек  присутствуют общественные начала: послано сто пятьдесят индивидуальных приглашений специалистам, переставшим посещать библиотеку, сорок информационных писем музыкальным работникам, архитекторам, актерам, художественным руководителям, любителям искусства.  Читатели-активисты оказывали помощь в перерегистрации читателей,  обрабатывали книги,  систематически просматривали новую техническую литературу, читали  библиографические    обзоры, подбирали литературу для организации выставок-просмотров на предприятиях,   расставляли книжный фонд, обслуживали читателей, списывали ветхую литературу,  ликвидировали читательскую задолженность,  подшивали газеты и журналы,  ремонтировали книги: читателями спасено  тысяча книг только в течение одного года. Читатели являлись соавторами «Календаря памятных и знаменательных дат Гомельской области» и проводили лекторий по изобразительному искусству.
§      Расширена сеть нестационарных форм библиотечного обслуживания каждого населенного пункта:   два-три пункта выдачи,  передвижки   от каждой сельской,  клубной библиотеки; семинары  для  передвижников и книгонош.
 Читателям сообщается  о новой литературе через ежеквартальные информационные списки. Отдел технической и сельскохозяйственной литературы, отдел  книгохранения, читальный зал, отдел искусств, абонемент высылали информацию о новой   литературе во все районные библиотеки и районные управления.
§        Работа со СМИ: в печати, по радио и телевидению – информация
     о работе библиотеки и ее отделов, деятельность библиотеке освещалась
     в «Гомельской правде», республиканских газетах  «Звязда», ЛіМ,
     на областном радио.
Библиотека как  социокультурный центр представляла широкий спектр мероприятий, призванных привлекать читателей: читательские конференции, диспуты, устные журналы, вечера (литературно-художественные, тематические, вопросов и ответов, вечера встреч), библиографические обзоры, громкие читки
и беседы, библиотечные плакаты, выставки, стенды,  передвижные клубы атеистов в Речице, Гомеле, Брагине, Светлогорске, Жлобине, экскурсии в библиотеку (благодаря проведению тридцати четырех экскурсий в библиотеку записалось триста  новых читателей), экспозиции репродукций картин,  лекции-концерты,  встречи с писателями и поэтами, радиогазеты, бюллетени «Новости литературного мира».
      Создан стенд “Беларускія пісьменнікі і паэты-уражэнцы Гомельшчыны”: И. Шамякин, И. Науменко, И. Мележ, Р.Соболенко, У. Кравченко,М. Гамолко, А. Макаенок, Д. Ковалева, П. Пранузо, Н.Сурначев, М. Даниленко, В. Полесский). Организованы встречи с писателями: с И.Науменко, В.Ларионовым, В.Ткачевым, М. Скрыпко, Л. Прокшей, И. Клазом, И. Громовичем,С. Гроховским, И. Василевским и местными поэтами А. Гречаниковым, Н. Кусенковым.
Регулярно проводятся выставки-просмотры технической литературы на предприятиях города, а так же выставки: «Молодые голоса» - посвящена писателям Гомеля  и «Белорусские писатели и поэты – уроженцы Гомеля».
      Создан библиографический указатель «Пісьменнікі Гомельшчыны –  нашы землякі»,  написано  пятнадцать  рекомендательных списков краеведческого характера. Проводится  читательская конференция по книге Ветрова И.Д. «Братья по оружию» и встречи с героями книги.В библиотеке  действует лекторий по искусству,  радиогазета «Певец белорусского народа», юношеский сектор проводил викторину «Город, в котором я живу». В библиотеке выставлялись картины художников, работающих в Гомеле.
     Для читателей были организованы уроки библиографической грамотности: библиография с учащимися ССУЗов, включавшая экскурсию по библиотеке, теорию и практику работы с каталогом, картотеками и справочным изданиями, ознакомление с видами библиографии.
    Проводился   общественный смотр  учреждений культуры  БССР (Домов культуры, клубов и библиотек),  посвященный пятидесятилетию Советской власти. Министерство культуры обязало редакции республиканских, областных, районных библиотек широко освещать ход смотра. В 1963году борьбу за звание «Библиотека отличной работы» в Гомельской области  вели сто семьдесят девять библиотек, присвоено звание  двадцати четырем библиотекам.  Тем не менее, Министерство культуры отмечало, что в Мозырском,  Лельчицком районах смотр прошел формально.      
Все районы области посещались сотрудниками областной библиотеки от пяти до тринадцати  раз. Проверяющие составляли план командировки, итоги командировки сообщались на заседании совета отдела культуры начальнику Областного управления культуры.  Методисты контролировали использование методических пособий: количество получаемых материалов, способ ознакомления, что нашло наибольшее применение,  какие есть замечания.
Районные семинары  проводились от одного до пяти раз в каждом районе Гомельской области. На семинарах  происходил обмен опытом, приглашались общественники, заведующие колхозными библиотеками.  Семинары проводились по зонам. В Брагинском районе был создан показательный методический кабинет, в Светлогорском районе - посты культуры.  Во время выезда в районы методисты анализировали  методический и справочно-библиографический аппарат,  работу МБА и заочного абонемента, книжные фонды сельских библиотек, пропаганду и внедрение передового библиотечного опыта. Для районов методистами составлялись радио-бюллетени, информационные бюллетени, инструктивно-методические письма;  выпускались альбомы, плакаты; создавались школы передового опыта.

Библиотечные фонды:
объем; отраслевой, тематический, типовой, видовой, языковой состав литературы;  соответствие  потребностям социума
      Каково же было состояние фондов Гомельской областной библиотеки в 60-е годы?  Фонд библиотеки  составлял более 330 000 экземпляров. Из фонда Паскевичей были выделены рукописные издания и издания на русском языке и расставлены в соответствие с УДК. Гомельская областная библиотека стремилась иметь в фонде журналы Камуніст Беларусі”, «Беларусь», «Полымя», «Неман», «Маладосць», газеты «Звязда», «Чырвоная змена», «ЛіМ», «Гомельская прауда», местную газету, выпуски «Спутника читателя». Фонд отдела искусств  включал: книги, ноты и альбомы по музыке, театру, кино, подборки репродукций, коллекцию открыток – более  пяти тысяч, двадцать наименований периодических изданий, шестьдесят пять диафильмов.Областная библиотека планировала анализировать состояние и использование фонда, в том числе периодику, чтобы знать, без чего можно обойтись, а что выписать дополнительно.  Произошел  отбор дублетной литературы для ОРФ -133 экземпляра были направлены в Лоевский  район.
    В 1960 году ЦК КПБ  издало постановление “Об улучшении книжной торовли
в республике”; в 1963 году Министерство культуры выпустило приказ «Об улучшении комплектования книжных фондов республики», а в 1967 Государственный комитет Совета министров БССР по печати, Министерство культуры БССР, Белорусский республиканский комитет профсоюзов работников культуры   издали положение «Об улучшении работы библиотечных коллекторов по комплектованию книжных фондов библиотек республики». При межведомственных библиотечных советах создаются профильные секции, а в структуре библиотечных коллекторов – советы по комплектованию, курирующие централизацию  книгообеспечения, систему предварительного заказа и группы комплектования библиотек в коллекторе и на местах с участием выездных групп комплектования. Осуществляется система заказов библиотек на книги по тематическим планам центральных и местных издательств –  книжные фонды формируются  с учетом профиля и особенностей конкретных регионов.
     Во всесоюзном книгообмене участвовали крупнейшие библиотеки БССР:
Государственная библиотека БССР им. В.И.Ленина, библиотека АН БССР,
Правительственная библиотека им. А.М. Горького, библиотека БГУ.  Государственная библиотека БССР ведет книгообмен с Государственной библитекой СССР им. В.И. Ленина, Государственной публичной библиотекой
им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, с ФБОН, с республиканскими библиотеками союзных республик, Одесской, Куйбышевской, Львовской областными библиотеками.
      Библиотеки комплектуются белорусской и краеведческой литературой.  Был создан сводный указатель иностранных периодических изданий, поступающих в библиотеки республики. В него включены пятьдесят семь иностранных газет, три тысячи сто девяносто журналов, поступающих в том числе и в четыре библиотеки Гомеля.
   Как же комплектовалась Гомельская областная библиотека  и библиотеки Гомельской области в 60-е годы? Источниками комплектования  Гомельской областной библиотеки являлись:
1.     Центральный коллектор научных библиотек – платный обязательный экземпляр;
2.     Минский областной библиотечный коллектор - республиканский обязательный экземпляр;
3.     Областной библиотечный коллектор;
4.     Местная книготорговая сеть - Облпотребсоюз, Облкнигторг.
5.     Подписные издания.
Также библиотека получала книги из Государственной публичной библиотеки  
им.  М.Е. Салтыкова-Щедрина, Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки, издания АН СССР, получала заказанную литературу из Харькова,
из Ташкентского республиканского коллектора, из магазинов «Книга-почтой» Москвы, Ленинграда, Харькова, Минска.
     По приглашению Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина с целью докомплектования книжного фонда был организован выезд в Ленинград – в обменный фонд  Государственной публичной библиотеки,   ЛГУ им. Жданова, в Ленинградское отделение АН СССР. По спискам и картотеке докомплектования закупалась литература в книжных магазинах Ленинграда, Киева, Ростова, Львова, Минска.
    Только две   библиотеки БССР  получали всесоюзный платный обязательный экземпляр: Витебская областная  и Гомельская областная. Гомельская областная библиотека  также получала газеты и журналы по сводному указателю иностранных периодических изданий.
    Гомельская областная библиотека отрабатывала тематические планы тридцати восьми  издательств, в том числе: «Беларусь», «Урожай», «Госполитиздат», «Народная асвета». Для обеспечения своевременной подписки на библиографические издания центральных и республиканских библиотек был создан Областной совет по комплектованию. Составлена картотека заказанной литературы и контрольные алфавитные списки по издательствам. В Центральный  коллектор научных библиотек, в магазины «Книга-почтой» и в обменный фонд высылался список недосланой литературы по обязательному экземпляру.
   МБА Гомельской областной библиотеки получал книги из  Государственной библиотеки СССР, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Государственной библиотеки БССР, библиотеки АН БССР, Научно-медицинской библиотеки БССР, Правительственной библиотеки БССР,  ГПНТБ СССР, Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы, Государственной публичной исторической  библиотеки, Государственной центральной  медицинской  библиотеки, Научной  библиотеки МГУ, ЦНСХБ СССР.
   Отделом краеведения  и белорусской литературы Гомельской областной библиотеки  дополнительно приобретались книги писателей-земляков -  И. Шамякина, Б. Саченко, Н. Гомолки, Ю.Фатнева, И. Мележа.  А из обменных фондов  Горьковской и Кемеровской библиотек  получено  шестьдесят пять экземпляров журналов,  которые издавались в Гомеле в 20-е гг.XX века.
   При библиотечном коллекторе была создана картотека профильного комплектования, проходило  обсуждение тематических планов издательств, существовал сводный заказ литературы для библиотек области. Гомельская областная библиотека планировала и организовывала комплектование книжных фондов библиотек, централизованное комплектование через библиотечный коллектор, внутрирайонный книгообмен. В 60-е годы XX века в БССР был организован республиканский обменный книжный фонд – дублетный и резервный, который  координировал процессы перераспределения дублетной и непрофильной литературы и чистку фондов от устаревшей литературы. Рекомендовалось  составление  картотек дублетной и непрофильной литературы.  Отмечалась важная роль финансирования для оптимального комплектования фондов. Министерство культуры приняло решение в 1969г.  при Гомельской, Витебской, Могилевской и Брестской областных библиотеках создать  обменно-резервный фонд  (ОРФ).
    Именно в этот период была отменена  пятикратная  денежная компенсация за утерянную книгу: по новым правилам читатель должен был возвратить  в библиотеку такую же  взамен утерянной или заменить  равноценной по содержанию и стоимости.
    Открытый доступ к фондам  так и не был внедрен в деятельность библиотек,
хотя в 60-е годы прошлого века делались беспрецедентные попытки ввести
эту новацию.
Министерство культуры отмечало следующее состояние фондов библиотек Гомельской области в 60-е годы прошлого века:
§        По количеству книг на одну библиотеку отстает от других областей. Библиотеки плохо пополняются новинками актуальной литературы.        Подписка бесконтрольна, не выписываются республиканские газеты
      и журналы;
§         Не выполнено постановление  1962 года «Об очистке книжных фондов библиотек и книготорговой сети Гомельской области от запрещенной литературы». Максимально велика засоренность фондов Калинковичского района: проверено пятьдесят девять библиотек, в тридцати девяти библиотеках выявлена  запрещенная литература; из двадцати четырех  библиотек Рогачевского района в десяти обнаружены запрещенные издания. То же положение в Житковичском, Жлобинском, Буда-Кошелевском, Кормянском,  Лоевском, Наровлянском районах. В библиотеках не изъята литература участников антипартийной группы в Хойникском райпедкабинете,  Жлобинской СШ № 3
§        Библиотеки плохо пополняются новинками актуальной литературы; подписка бесконтрольна, не выписываются республиканские газеты и журналы; не проверялась сохранность книжных фондов; проводилась необоснованная переинвентаризация и самовольная переписка инвентарных книг;
Каталоги  и картотеки Гомельской областной универсальной библиотеки  в 60-е годы прошлого века:
§        Расширен  алфавитный генеральный каталог, создан читательский алфавитный и систематический каталоги, алфавитно-предметный указатель, каталог ГОСТов, на ГОСТы оформлены новые разделители; 
     при   отделе искусств оформлен систематический каталог музыкально-нотной литературы, алфавитный каталог   открыток и диафильмов.
§        Общая картотека газетно-журнальных статей,  сводная картотека периодических изданий библиотек города; картотека рецензий;
     картотека библиографии библиографии;   тематическая и алфавитная
     картотеки стихов, картотека названий художественных произведений
     с буквенными и слоговыми разделителями,  начата картотека названий
     художественных произведений, печатающихся в журналах; картотеки
     описаний и изобретений, обновление картотеки персоналий.
§        краеведческая картотека: Гомельская область и БССР, картотеки памятных
     и знаменательных дат по Гомельской области, библиографическая памятка
     «Их именами названы улицы нашего города»,   создана картотека рецензий по белорусской литературе, систематическая картотека по Белоруссии.
§        На русский фонд Паскевича составлена картотека «Памятники старины».
§         картотека читательского спроса отдела абонемента;  профильные картотеки читателей отдела абонемента и читального зала;  картотеки массовых профессий; картотеки картотек технических и вузовских библиотек города. 
§        Картотека текущего комплектования: карточки сокращенного комплекта
    и картотека заказов, картотека неудовлетворенного спроса,
    картотека анкетирования специалистов.
Оптимальное комплектование фондов  в соответствие с потребностями социума обеспечивалось:
1.      нестационарными формами библиотечного обслуживания через создание филиалов, отраслевых передвижек, книгоношества;
2.     связью библиотеки с производством: лекциями по библиографии
на предприятиях и в учебных заведениях города; выставками-просмотрами технической литературы на предприятиях   города; «Днями и неделями специалистов» – учителей, строителей, швейников; Отдел абонемент подготовил индивидуальные  информации специалистам; анализировал читательские формуляры, анкетировал специалистов; составлял график посещения предприятий, консультаций специалистов института информации, областного общества ВОИР, обзоров библиографических пособий; выслал  индивидуальные приглашения специалистам, переставшим посещать библиотеку,  информационные письма музыкальным работникам, архитекторам, актерам, художественным руководителям, любителям искусства.
Отдел технической и сельскохозяйственной литературы наладил контакты с ИНТИИПа, областным обществом ВОИР, химическим и стекольным заводом, управлением по сельскому хозяйству;Межбиблиотечный абонемент выдавал литературу по информационным спискам предприятиям города,
3. наличием  обратной связи между библиотекой и социумом: при записи в библиотеку новых читателей, проводились беседы для выявления интересов, запросов: делались пометки в формулярах,  составлялся план чтения;  предоставлялась информация читателям о наличии   в библиотеке аппарата
     для чтения микрофильмов
4. пропагандой литературы: составлялись рекомендательные списки литературы;  создавались листовки «Обратите внимание на эту книгу»,
 «Что читать дальше»,   бюллетень «Новости литературного мира»,
 календарь знаменательных дат; устраивались экспозиции, устные журналы,
  радиогазеты;  было проведены читательские конференции по указателю
 «Спутник читателя»; во время смотра планировали  провести не менее
  пяти  крупных  массовых мероприятий по пропаганде белорусской
  литературы; районные и городские библиотеки совместно с редакциями
  газет проводят заочные конференции читателей.
Создан стенд “Беларускія пісьменнікі і паэты - уражэнцы Гомельшчыны”:
на стенде представлены И. Шамякин, И. Науменко,И. Мележ, Р.Соболенко,
У. Кравченко, Н. Гамолко, А. Макаенок,Д. Ковалев, П. Пранузо, Н.Сурначев, М. Даниленко, В. Полесский. Были организованы встречи с писателями: с И.Науменко, В.Ларионовым, В.Ткачевым, М. Скрып, С.Шушкевичем, М. Даниленко, Н. Аврамчиком, Л. Гаврилкиным, Н. Кусенковым. 
Отдел краеведения сотрудничал с местным литературным объединением «Криничка».  Проводились следующие читательские конференции:
по журналу «Маладосць», в которой приняли участие Н.И. Аврамчик, Гаврилкин Л.И, поэт Кусенков Н. Местные поэты и прозаики Л. Гаврилкин, Ю.Фатнев, Н. Шклярова прочитали свои произведения о Гомельщине; читательская конференция по журналу «Полымя» -  в ней приняли участие члены редколлегии, белорусские писатели А. Бачила, Б.Саченко, И.Чигринов; совместно с кафедрой физического воспитания ГГУ проведена читательская конференция по журналу «Физкультура и спорт».
Была перестроена вся информационная работа: на совещании областной и городских библиотек за каждой были закреплены определенные мероприятия: дни информации, выставки-обзоры, списки новой литературы по профилю.
5. ликвидацией читательской задолженности:  через извещения, списки        должников по учреждениям,   предприятиям и учебным заведениям; через периодическое оформление плаката «Друзья и враги книги»; через адресный стол наводятся справки на читателей, сменивших место жительства, высылаются запросы на читателей, уехавших из Гомеля: высылаются   извещения, делаются  выходы и выезды, делаются  справки  в адресный стол, создан сатирический телевизионный  журнал  «Дзяркач» -   с помощью всех этих мер ликвидирована задолженность у одной тысячи шестисот читателей.

Кадры:
     численность; образовательный и квалификационный состав; стаж
    Библиотечный факультет функционировал при Минском  педагогическом институте им. А.М. Горького.   В 60-е гг. увеличился набор студентов на библиотечный факультет до  семидесяти пяти человек на стационар и ста пятидесяти на заочное отделение.  Кроме стационара и заочного отделения, сформированных раннее, в  60-е гг. XX века  появилось вечернее отделение (пятьдесят человек). Но это новшество себя не оправдало: библиотекарям Минска было трудно совмещать работу в библиотеке с учебой, т.к. большинство библиотек работало в вечернее время; на отделение принималось 30 % минчан, не работающих по специальности, поэтомув 1964 г. набор на вечернюю форму обучения был прекращен. В 1963г. прием на дневное отделение библиотечного факультета был уменьшен в связи с сокращением библиотечных работников: в 1962-1963гг. было сокращено  одна тысяча сто шестьдесят библиотекарей сельских и приклубных библиотек в связи с уменьшением заявок со стороны различных ведомств и организаций на   выпускников факультета. Число библиотечных работников с высшим образованием в республике было незначительно.
     В 60-е годы XX века  Минский педагогический институт начал готовить библиотекарей  уже по трем специализациям – 1) научные и массовые библиотеки, 2)технические 3) детские и школьные. Библиотекарей средней квалификации готовил библиотечный техникум, переведенный в 1969г. из Минска в Могилев.
Специалистов с высшим  образованием направляли  в областные, городские, районные и детские библиотеки; а со средним  - в сельские.



Динамика кадрового состава Гомельской областной библиотеки в 60-е гг.XX вв. в соответствие с уровнем образования
Сотрудники библиотеки
Всего
Всего с высшим
Из них с высшим библиотечным
Всего со средним специальным
Из них со средним  библиотечным
Среднее
Вечернее
Заочное
Библиотечный актив
Библиотечный совет
годы
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1963
43
21
15
12
10
--
--
-
-
-
1964
42
30
23
6
6
1
-
5
80
17
1965
43
30
23
13
10
1
-
5
80
17
1966
50
35
25
9
9
1
-
5
80
17
1967
51
36
25
9
4
1
-
5
80
17
1968
51
35
25
10
8
1
-
5
80
17
1969
51
34
26
17
5
1
-
5
>80
17

Состав библиотечных работников по образованию  в целом по БССР

высшее
среднее
высшее
среднее
годы
1965
1965
1966
1966
Областные библиотеки
72%
25%
72%
24%

   С начала 60-х гг. XX века  начали проводиться общественные смотры библиотек. В 1961г. президиум Белорусского республиканского совета профсоюзов и коллегия Министерства культуры БССР разработали положение о  «Движении среди библиотечных работников  и общественного актива за библиотеки отличной работы» и «Положение об условиях и порядке присуждения звания «Библиотека отличной работы» массовым государственным и профсоюзным библиотекам БССР».   Костюковская библиотека  Гомельского района находилась в частном и неприспособленном помещении – и поэтому не получила   заслуженного по показателям работы  звания «Лучшая сельская библиотека республики».
     В республике вошло в практику проведение раз в квартал районных четырехдневных семинаров для работников сельских, колхозных и приклубных библиотек и курсов повышения квалификации для руководящих работников областных, городских, районных библиотек – двухмесячные курсы на тридцать человек. По решению партийных и советских органов в целях повышения квалификации библиотекарей в областных центрах были организованы ежемесячные курсы. В 1960г. на этих курсах обучались сто десять человек из Гомельской области.
В Гомельской области на базе лучших учреждений Ельского, Гомельского, Брагинского, Рогачевского и Речицкого районов работали межрайонные семинары заведующих сельскими клубами и библиотеками. Областые библиотеки совместно с обкомами, горкомами, райкомами регулярно проводили областные и кустовые семинары  и совещания для работников районных и городских библиотек. Выбор тематики определяли задачами библиотечного строительства в области.
Семинар проходил следующим образом: участники семинара получали домашнее задание, в котором должен был быть представлен анализ работы библиотек района за год и методическая разработка на основе анализа. Методисты освоили новый метод оказания помощи библиотекам области: бригада из трех- четырех квалифицированных работников областной библиотеки выезжала в район. На месте создавали план работы, разрабатывали маршрут, определялась база проведения дня библиотекаря.
   Гомельская,  Мозырская, Калинковичская библиотеки проводят семинары
для начинающих библиотекарей. Областное Управление культуры и Областной совет профсоюзов провели методический рейд по учреждениям культуры  Гомельской области. В состав двух бригад входили методисты областной библиотеки, Областного совета профсоюзов, Дома народного творчества, фотографы: проводились  кустовые семинары, предварительно разрабатывался маршрут, анализировалось состояние работы в районе, учитывалась местная специфика. В Гомельской области проводились курсы и семинары методистов, заведующих районных и зональных библиотек,
два семинара заведующих городскими и профсоюзными библиотеками,
два кустовых семинара, межведомственный семинар работников городских, районных,  зональных, профсоюзных и технических библиотек –
Библиотеки Гомельской области активно включились в смотр, посвященный
50-летию Советской власти, был создан оргкомитет: задачей смотра была пропаганда передовых методов работы, движение за отличную работу, написание истории городов, сел, предприятий, колхозов, совхозов и библиотек. В течение смотра планировалось участие в телепередачах освещающих опыт организации работы клубов по интересам, работы учреждений культуры по  созданию летописей.
  В 60-е гг. XX века   в Гомельской областной библиотеке существовала традиция один раз в месяц  проводить открытые дни библиотекаря. В 1964г. Гомельская областная библиотека дважды проводила смотр библиотечных плакатов.
С  14 по 15 декабря 1967г.  в Гомеле проходила научно-практическая конференция
«Развитие библиотечного дела в области за годы Советской власти», в конференции принимали участие и библиотекари Гомельской областной библиотеки.
   Для учебы  кадров  создавались школы передового опыта. Например, по пропаганде литературы в помощь сельскому производству в 1967г. существовало  две школы передового опыта, а библиотекари без специального образования  сдавали экзамены по основам библиотечного дела.
    Читатели-активисты оказывали помощь  в   перерегистрации читателей,  обрабатывали книги,  систематически просматривали новую техническую литературу, читали библиографические обзоры, подбирали литературу для организации выставок-просмотров на предприятиях,   расставляли книжный фонд,   обслуживали читателей, списывали ветхую литературу,  ликвидировали читательскую задолженность,  подшивали газеты и журналы,  ремонтировали книги: читателями спасена тысяча только в течение одного года. Читатели являлись соавторами «Календаря памятных и знаменательных дат Гомельской области» и проводили лекторий по изобразительному искусству!

Материально-техническая база: здания, оборудование, механизация
и автоматизация библиотечных процессов.
    Министерство культуры БССР и Министерство строительства Белоруссии планировали ввести в эксплуатацию новое здание Гомельской областной библиотеки в 1960 году. Но  областная библиотека смогла переехать  лишь год спустя – по вине строителей.   В целом, 60-е гг. XX века не стали для областной библиотеки годами спокойного освоения новых помещений: вскоре пришлось чинить крышу, здание не было теплофицировано и приходилось закупать уголь – более ста тонн в год. Но к концу 60-х гг. здание  реконструировали после капитального ремонта:  был увеличен лекционный зал, благоустроен сектор учета и ротапринтная,  усовершенствован малый грузовой лифт, установлена охранная сигнализация, произведена теплофикация библиотеки.
    В течение 60-х гг. XX века  Гомельская областная библиотека приобрела пианино, ротапринт, универсальный проектор, проигрыватель с наушниками, эпидиаскоп, фотокопировальную машину,  был установлен автоответчик, информирующий о новых поступлениях.В местных типографиях, в частности, на «Полеспечати» изготавливали читательские билеты, аналитические формуляры, переплетали периодику.
   Ситуация с сетью библиотек Гомельской области выглядела  не радужно, хотя планы   упорядочивания библиотечной сети утверждались райисполкомами, Гомельским горисполкомом и областным советом.
В частных и неприспособленных помещениях находилась Костюковская библиотека  Гомельского района – заслуживающая по показателям работы  присвоения наименования «Лучшая сельская библиотека республики». Полностью вывели библиотеки из частных помещений   только Гомельский, Туровский,  Ельский, Брагинский районы:  четыре  района  из двадцати  – 1/5 часть,
то есть всего 20 % библиотек области.
Тип и вид библиотеки, уровень функционирования ее как целостной системы
   В 60-е годы Гомельская областная библиотека только начала формироваться  в качестве крупнейшего узла библиотечной сети области, так как создание сети библиотек началось именно в эти годы.  Сеть библиотек не была еще четко структурирована и иерархизирована- не существовало ЦБС – хотя появились зональные и опорные библиотеки, головные городские и районные как методические центры и  центры МБА. Доведению книги до каждого жителя  также способствовало наличие нестационарных форм библиотечного обслуживания:
библиотек-филиалов, передвижек, книгоношества.
Библиотечные фонды:
объем; отраслевой, тематический, типовой, видовой, языковой состав литературы;  соответствие  потребностям социума
   Объем фонда областной библиотеки составлял чуть более четверти сегодняшнего. Кроме  созданного в те годы МБА, существовал ОРФ и заочный абонемент. Многообразны были  связи библиотеки с социумом: специалисты просматривали тематические планы издательств, отбирали литературу для выставок на предприятиях города,   проводились выставки-просмотры и высылались информационные списки на предприятия города,  анализировались поступления  книг и периодики,  создавались картотеки специалистов и читательского спроса,  производился анализ формуляров специалистов – все это позволяло библиотеке комплектовать фонд в соответствие с  запросами общества.
Кадры: численность; образовательный и квалификационный состав; стаж
   Пожалуй,  ситуация с кадрами не претерпела существенных изменений: процент сотрудников с библиотечным образованием в 60-е годы составлял более 60 %. На сегодняшний день -  около 50 % .  Естественно,  сегодня несравнимо больше проводится научно-практических конференций, семинаров, профессиональных конкурсов. Преимуществом 60-х годов прошлого века было то, что организовывались двухмесячные  школы передового опыта, после которых необходимо было сдавать экзамены. Именно система экзаменов и относительная долговременность обучения ставит  систему повышения квалификации на качественно новый уровень, так как позволяет контролировать степень усвоения полученных знаний и использовать их на практике. Правда, вузовская система обучения надежней,  но в наше время даже насущная необходимость во втором образовании зачастую сдерживается необходимостью платы за обучение, тем более, что организация не может заставить 50% сотрудников получать вторую специальность. Создание двух- шести месячных курсов  на базе библиотеки с последующей сдачей экзаменов по основным  библиотечным предметам позволит библиотеке повышать квалификацию сотрудников с минимальными материальными затратами: по крайней мере меньшими, чем оплата учебных отпусков.овным предметам обучение, тем более, что организа
Материально-техническая база: здания, оборудование, механизация и автоматизация библиотечных процессов
   Материально-техническая база современной библиотеки не идет ни в какое сравнение с 60-ми годами XX века. Восемьдесят процентов библиотек области находились в частных, неприспособленных помещениях. В начале 60-х годов XX века библиотека не была теплофицирована,  отсутствовала охранная сигнализация.

I) ПРОЦЕСС:  Межбиблиотечный абонемент (МБА) – координация работы по кратковременному обмену актуальной литературой с библиотеками республик, областей, районов, городов.
ФАКТОРЫ: В те  годы эффективной работе МБА в немалой степени способствовала теснейшая связь между библиотеками одной огромной страны – СССР: так как государство позиционировало себя как социалистическое, то интенсивность контактов  между библиотеками разных республик, краев, областей, районов, городов    обеспечивалась и гарантировалась государством и в меньшей степени зависела от состояния  бюджета конкретной библиотеки и от социального капитала  руководителя.
РЕЗЕРВЫ:  интенсифицировать связи между библиотеками внутри региона и республики – данное положение определяется как коммуникативными качествами руководителя организации, так и наличием доброй воли у сотрудника, отвечающего за работу МБА.   
  Сотруднику МБА  рекомендовалось бы возрождать принципы работы МБА середины и второй половины прошлого века: качество работы МБА района должно определяться  количеством заказов по МБА,  а также  тесным сотрудничеством кураторов районов, методистов и сотрудника МБА области;   должна  проводиться систематическая пропаганда МБА  во время выездов сотрудников областной библиотеки в районы, через посылку   информационных  писем и  рекламных листовок, через  регулярные сообщения о работе МБА во время семинаров, конференций и т.д.,  через доклады о  системе МБА.
II) ПРОЦЕСС: Участие общественности в деятельности библиотеки: читатели-активисты  перерегистрировали  читателей,  обрабатывали книги,   просматривали новую техническую литературу, читали библиографические обзоры, подбирали литературу для организации выставок-просмотров на предприятиях,   расставляли книжный фонд,   обслуживали читателей, списывали ветхую литературу,  ликвидировали читательскую задолженность,  подшивали газеты и журналы,  ремонтировали книги.
ФАКТОРЫ: данный процесс определялся несколькими константами:
1.     престижностью чтения и образования  как одному из признаков принадлежности к элите;
2.     относительной несложностью библиотечных процессов в то время;
3.     отсутствием коммерческого  подхода к внерабочей занятости у  посетителей библиотеки.
РЕЗЕРВЫ: Перерегистрация  читателей,  обработка книг,  расстановка книжного фонда, обслуживание читателей,  списание литературы на сегодняшний день ни в коем случае не могут быть доверены читателям, из-за   возросшей сложности  данных процессов.
    Но  можно  привлекать читателей- специалистов к просмотру издательских планов,  новой литературы, к ликвидации читательской задолженности, к ремонту книг и периодики: так как оплата всей этой работы пробила бы значительную брешь в бюджете библиотеки, целесообразно предоставлять  добровольным помощникам какие-либо бонусы: индивидуальное приглашение на мероприятия, проходящие в стенах библиотеки; размещение и постоянное обновление информации о читателях-активистах на сайте библиотеки; награждения читателей-помощников по итогам года; создание стенда / ширмы «Друзья библиотеки» в холле библиотеки или в фойе второго этажа; право выбора  книг и периодики  из   списанных по ветхости,  излишней дублетности.  Перед тем, как привлекать читателей к работе в библиотеке необходимо провести анкетирование.
       Также нужно высылать  индивидуальные приглашения специалистам, переставшим посещать библиотеку,  информационные письма  преподавателям (докторам и кандидатам наук), инженерам, музыкальным работникам, архитекторам,  актерам, художественным руководителям, любителям искусства.  Как бы не были дороги оформление писем и приглашений (включая затраты рабочего времени) и почтовые расходы, такого рода деятельность окупиться сохранением стабильного количества посещений, а в перспективе возможно и увеличение посещаемости библиотеки; крепкими связями  библиотеки с другими учреждениями и предприятиями города; расширением контактов библиотеки через моделирование  собственного положительного  имиджа.
   Да, сегодняшнее общество  коммерционализировано, особенно в сравнении с 60-ми годами прошлого века, но, с другой стороны, волонтерское движение в иных формах, чем во времена Советского Союза, не утратило своего значения до сих пор, и этим необходимо воспользоваться. Опираясь на волонтеров, библиотека сможет добиться следующих преимуществ: поддерживать позитивный образ библиотеки в глазах общества; наладить обратную связь между социумом и библиотекой; пропагандировать чтение как знак престижа и через все вышеперечисленное   укрепить связи с обществом.
III)  ПРОЦЕСС:  Читательские конференции, диспуты, устные журналы, вечера
(литературно-художественные, тематические, вопросов и ответов, вечера встреч), библиографические обзоры, громкие читки и беседы, библиотечные плакаты, выставки (книжные выставки, выставки-просмотры, передвижные выставки), стенды,  передвижные клубы атеистов, экскурсии в библиотеку,
лекторий по искусству,  радиогазета, экспозиции репродукций картин, 
лекции-концерты, бюллетени «Новости литературного мира».
ФАКТОРЫ: Безусловно, во времена Советского Союза, массовой работе библиотек,  иных учреждений культуры, уделялось значительное внимание, так как  именно  учреждения культуры аккумулировали и транслировали идеологический пафос  советским людям. Конечно, некоторые формы массовой работы устарели и воспроизводимы лишь в реалиях советского периода середины и второй половины прошлого века (устные журналы, стенды, передвижные клубы атеистов), но есть и не утратившие актуальности.
РЕЗЕРВЫ: Имеет смысл взять на вооружение методику массовой работы библиотек того времени и актуализировать ее: проводить читательские конференции on-line; диспуты и вечера вопросов и ответов по актуальной тематике или непосредственно связанные с учебными программами ССУЗов и ВУЗов (приглашать известных ученых, специалистов) и создавать контент-ресурс  по результатам); библиотечные плакаты заменить активной библиотечной рекламой  в виде печатной продукции, предварительно произведя маркетинговое исследование и калькуляцию издержек; передвижные клубы атеистов переделать в передвижные клубы  археологов, нумизматов, программистов, художников, кулинаров, поэтов и т.д.
   Клуб,  по моему представлению, должен   состоять из нескольких специалистов в соответствие с спецификой клуба, высококвалифицированного библиотекаря и небольшую - не более десяти книг и журналов передвижную выставку либо ее электронный вариант.
IV) ПРОЦЕСС: Связь библиотеки с производством: лекции по библиографии
на предприятиях и в учебных заведениях города; выставки-просмотры технической литературы на предприятиях  города; «Дни и недели специалиста»; групповые и индивидуальные  информации специалистам; анализ читательских формуляров, анкетирование специалистов; график посещения предприятий; индивидуальные приглашения                                                                                                                                                                                     специалистам, переставшим посещать библиотеку, обзоры библиографических пособий; информационные письма музыкальным работникам, архитекторам, актерам, художественным руководителям, любителям искусства.
Отдел технической и сельскохозяйственной литературы наладил контакты с ИНТИИПа, областным обществом ВОИР, химическим и стекольным заводом, управлением по сельскому хозяйству; Межбиблиотечный абонемент выдавал литературу по информационным спискам предприятиям города,  высылал  бланки   и выдавал гарантийные обязательства на предприятия города;
ФАКТОРЫ: Именно 60-е годы XX века стали временем наибольшего уважения к рабочему классу – поэтому библиотека и стремилась наладить связь с производством.
   Многие формы работы библиотеки по связью с производством могли  существовать лишь при той организации труда,  которая существовала в СССР, так как сейчас невозможно кого-либо заставить остаться после работы для прослушивания лекции и руководитель производства не будет отрывать людей от их непосредственных обязанностей,  для того, что бы они прослушали какую-либо информацию, не имеющую непосредственной связи с деятельностью предприятия. Но если учесть и  фактор платности всего и вся, то руководитель предпочтет сэкономить деньги или потратить их на что-нибудь другое,  а не отдать их библиотеке.
РЕЗЕРВЫ: Вышесказанное не означает, что библиотека не должна предпринимать ничего для поддержания связей с учебными заведениями и производством. Имеет смысл присылать индивидуальные приглашения, специалистам,  научным работникам, преподавателям, учителям.  Высылать индивидуальные и групповые информации специалистам, научным работникам,  преподавателям, учителям по интересующей их проблематике. Более перспективно сегодня, на мой взгляд,  поддерживать контакты с учебными заведениями, а не с предприятиями.
   Во-первых, изменился контингент читателей: если в 60-е годы прошлого века это были, как правило, специалисты, то сейчас - студенты и учащиеся. Во-вторых, регулярные контакты библиотеки и учебных заведений обусловлены  общими задачами учебного процесса. Лекции по библиографии, передвижные выставки,  высылка литературы по информационным спискам будет  востребована школами, ССУЗами, ВУЗами, несмотря на улучшившиеся комплектование библиотек учебных заведений, так как областная универсальная библиотека может обеспечить иной,  более высокий уровень обслуживания. В данном случае библиотеке не нужно сразу  стремиться к  финансовому взлету. На начальном этапе – от двух до пяти лет - приоритетом должны стать крепкие связи с различными учреждениями, пропаганда чтения, привлечение новых читателей,  –  и как результат: позитивный имидж библиотеки среди потенциальных читателей. Это работа на перспективу, и вряд ли впечатляющие результаты появятся за один год.
V) ПРОЦЕСС: Библиотека как собрание книг  или   учреждение.
ФАКТОРЫ: Острота дискуссий в 60-е годы о месте библиотеке в обществе не уменьшилась с течением времени. И если в 60-е годы прошлого века библиотеку считали учреждением исключительно с идеологических позиций, то современное определение библиотеки как социокультурного центра носит внеидеологический смысл.
   60-е годы прошлого века предоставляли  советским людям мало форм досуга  и библиотека  вынуждена была осваивать несвойственные ей функции. Сейчас, напротив, библиотека как социокультурный центр вынуждена конкурировать не только с учреждениями культуры.
РЕЗЕРВЫ: Для стимулирования интереса к книгам и чтению имеет смысл вернуться к определению библиотеки как уникальному собранию книг, структурированному по определенной системе;  печатная продукция как знак престижа, материального благополучия, аккумулированная в одном месте – в библиотеке.
VI) ПРОЦЕССЫ:  Введение в библиотечный лексикон терминов «потребитель информации, предоставляемой библиотекой»; «информационная потребность». Термин «потребитель информации» шире термина «читатель», а  термин «информационная потребность»  шире, чем «чтение».
ФАКТОРЫ: Данные термины возникли во время появления компьютеров – в 60-е  годы - и свидетельствовали, что информацию можно черпать не только из книг.
РЕЗЕРВЫ: В современную эпоху,  когда происходит «потребление информации»  через произведения печати,  объективированные в электронных носителях, целесообразно вернуться к терминам «чтение» и «читатель».  Как свидетельствуют лингвисты и философы, вначале слово теряет  значение, затем исчезает само слово, а затем исчезает объект, обозначенный словом.
VII) ПРОЦЕСС: Пропаганда библиотечно-библиографической грамотности –
проводилось  беседы с читателями у каталогов и картотек,  лекции,
 уроки  для учащихся  по библиографической грамотности. Открытые дни библиотекаря.
ФАКТОРЫ: Высокий статус библиотекаря  и библиотеки в советском обществе способствовал пропаганде  библиотечно-библиографических знаний.
РЕЗЕРВЫ: Библиотекари пропагандируют библиотечно-библиографические знания в учебных заведениях,  в библиотеке – через уроки библиотечно-библиографической грамотности происходит косвенная пропаганда чтения как результата  увлекательного процесса поиска – библиотекари готовят потенциальных читателей – таким образом,  повышается статус библиотекаря и библиотеки.
   Дни библиотек можно проводить как в день профессиональногопраздника. так и в день работника культуры. Проведение этих двух профессиональных праздников должно получить максимальное освещение в СМИ, а внутри самой библиотеки ознаменоваться комплексом мероприятий:  цикл выставок, презентации,  акции дарения от читателей  библиотеке и   от библиотеки читателям, награждение лучших читателей,  прогулки на библиотечном автобусе / троллейбусе,   конкурсы для читателей на знание истории библиотеки,  отчет перед читателями,  экскурсия «Гомель библиотечный», библиоконцерт  для читателей  - вообще, что-то очень близкое  по содержанию «ночи музеев», но с библиотечной спецификой. Кстати,  опыт подобных мероприятий был в Гомельской областной библиотеке в 2012 году! Это должно стать доброй традицией.
VIII) ПРОЦЕССЫ:  При записи в библиотеку новых читателей выявлялись интересы и делались пометки в формулярах, составлялся план чтения,   высылались информационные списки читателям.
ФАКТОРЫ: Контроль чтения в советское время определялся идеологической функцией библиотеки.
РЕЗЕРВЫ: Сейчас было бы целесообразным при записи в библиотеку  выявлять читательские интересы и делать пометки в формулярах и в БД – это позволило бы качественно комплектовать фонд, не закупая невостребованную литературу и демонстрировать читателям заинтересованность  библиотеки в них. Можно предлагать читателям план чтения – устный или письменный (по желанию заказчика)- библиотекари, во-первых, покажут читателям   высокий уровень своей компетентности; во-вторых, увеличат посещаемость и книговыдачу.
IX) ПРОЦЕССЫ: Картотека читательского спроса;   профильные картотеки читателей;   картотеки массовых профессий и неудовлетворенного читательского спроса;   картотека анкетирования специалистов.
ФАКТОРЫ: В советское время декларировалась связь библиотеки с производством. Это позволяло, с одной стороны, комплектовать фонд библиотеки в соответствие с запросами населения; а с другой стороны сохраняло и давало возможность контролировать динамику интересов читателей.
РЕЗЕРВЫ: Имеет смысл в отделах обслуживания возродить такого рода картотеки. Каждый отдел обслуживания знал бы,  какие специалисты посещают отдел, мог бы проследить изменения  в контингенте читателей  на протяжении  двух, пяти, десяти лет; это же позволило бы комплектовать фонд, опираясь  на объективные явления: количественные изменения представителей той или иной профессии в обществе и  в библиотеке, проследить динамику  профиля профессионального чтения у специалистов.
X) ПРОЦЕССЫ: Нестационарные формы библиотечного обслуживания: филиалы, отраслевые передвижки,   книгоношество.
ФАКТОРЫ: Стремление донести книгу до каждого жителя определялось необходимостью идеологической работы с населением и, следовательно, организацией  государством соответствующих форм библиотечного обслуживания
РЕЗЕРВЫ: Сейчас нестационарные формы библиотечного обслуживания должны, на мой взгляд, гармонично сочетаться со  стационарными формами: раз читатель не идет в библиотеку, следовательно, библиотека должна идти к читателю, так как сейчас читатель выступает уже не как объект библиотечного воздействия, а как субъект.
   Библиотеки стараются следовать в фарватере перемен: областная библиотека использует в своей работе такие формы библиотечного обслуживания как  буккроссинг и передвижные выставки. Необходимо, что бы данное явление развивалось как экстенсивно так и интенсивно: организовывать  отраслевые передвижные выставки в учебных заведениях (ВУЗы, ССУЗы  и средние школы) согласно учебным планам.   Так как в учебных заведениях есть библиотеки – можно либо более тесно сотрудничать с ними, что бы не возникал параллелизм в работе; либо предлагать выставки, более высокие по уровню, чем в библиотеках учебных заведений. Буккросинг оправдывает себя в меньшей степени – такая форма библиотечного обслуживания более целесообразна в библиотеке-филиале, в библиотеке учебного заведения.
   Может быть, имело бы смысл возродить книгоношество, но сделать его адресным – определенным категориям специалистов (инженерам, преподавателям, домохозяйкам, юристам, учителям, пенсионерам, ветеранам, литераторам, педагогам, бухгалтерам и т.д.)  предлагать и предоставлять на определенный срок литературу или ЭДД интересующей их тематики, данная услуга не должна быть сразу платной, первоначальная задача - увеличить книговыдачу и посещаемость;  либо оплата должна быть дифференцированной – пенсионерам, ветеранам и домохозяйкам – бесплатно; юристам и бухгалтерам – максимальная оплата. Предварительно необходимо звонить читателю и предупреждать о визите или звонить в организации и предлагать данную услугу. При нарушении читателем соглашения – штраф (компенсация стоимости утраченной книги или пеня за превышения срока пользования).
XI) ПРОЦЕССЫ: Ликвидация читательской задолженности: через извещения, списки   должников по учреждениям,   предприятиям и учебным заведениям; через периодическое оформление плаката «Друзья и враги книги»; через адресный стол наводятся справки на читателей, сменивших место жительства, высылаются запросы на читателей, уехавших из Гомеля: высылались  извещения, сделаны выходы  и выезды, справки  в адресный стол, создан сатирический телевизионный журнал  «Дзяркач» -  с помощью всех этих мер ликвидирована задолженность у одной тысячи шестисот читателей.
ФАКТОРЫ: Во времена СССР книга понималась как наивысшая   ценность  и занимало максимально высокие позиции в иерархии советской  аксиологии.
РЕЗЕРВЫ: Сейчас, к сожалению, невозможно возродить  все те формы ликвидации читательской задолженности, которые существовали в СССР (списки  должников по учреждениям,   предприятиям и учебным заведениям; через адресный стол наводить справки на читателей, сменивших  место жительства и высылать запросы на читателей, уехавших из Го
меля).
   Но необходимо постоянно  напоминать читателям, что книга- это большая материальная ценность и, кроме  этого разработать правовой механизм взыскания читательской задолженности. Безусловно, разработка данного механизма происходит на уровне Министерства и управления культуры, а не на уровне библиотеки. К сожалению, современная библиотека может взыскивать читательскую задолженность  только  лишь через извещения, штрафы и пеню, что делает фонд библиотеки беззащитным перед нерадивыми посетителями, особенно  на фоне снижения престижа чтения – общественность не станет осуждать такого «читателя» библиотеки! Правда, библиотека может поставить вопрос перед управлением культуры о таких способах ликвидации читательской задолженности, как списки на предприятия и в учреждения, справки о читателях, сменивших место жительства и т.д.
XII) ПРОЦЕССЫ: пропаганда литературы: составлялись рекомендательные списки литературы;  создавались листовки «Обратите внимание на эту книгу», «Что читать дальше»,   бюллетень «Новости литературного мира»,календарь знаменательных дат; устраивались экспозиции, устные журналы,
радиогазеты;  было проведено три  читательские конференции по указателю
«Спутник читателя»; во время смотра планировали  провести не менее
 пяти  крупных  массовых мероприятий по пропаганде белорусской
литературы; районные и городские библиотеки совместно с редакциями
  газет проводят заочные конференции читателей
ФАКТОРЫ:  Библиотека как идеологическое учреждение через пропаганду литературы транслировала мировоззренческие принципы  коммунистической партии  советским людям.
РЕЗЕРВЫ: Имеет смысл вернуться к таким формам пропаганды литературы, как листовки «Обратите внимание на эту книгу», «Что читать дальше…», бюллетень «Новости литературного мира», указатель «Спутник читателя»,  читательские конференции: все эти формы пропаганды литературы должны  проводиться  систематически и информация такого рода должна находить отражение на сайте библиотеки и в  виде электронных ресурсов, созданных на базе библиотеки.
   Первоначальное  ознакомление читателей с ресурсами  такого рода должно быть бесплатным. Электронные ресурсы такой тематики должны предлагаться    платно посетителям   библиотеки в отделах обслуживания и в  секторе учета и регистрации.
   Близкая по форме пропаганда книг в свое время была предложена Ю.И. Максименко – «Книга   недели».  Стремление Юрия Ивановича приобщить сотрудников библиотеки к пропаганде литературы  не увенчалось успехом и уже около года рубрику ведет только Ю.И. Максименко.
Но эта и иные формы пропаганды литературы    должны существовать в библиотеке, т.к., если   библиотека не рекламирует чтение, то не следует критиковать людей за снижение интереса к книге.




























ПРИЛОЖЕНИЕ
1963 год
 КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: Общая картотека газетно-журнальных статей, картотека рецензий, краеведческая картотека,  картотека библиографии  библиографии, тематическая картотека стихов, сводная картотека периодических изданий библиотек города. Начата работа по введению новых индексов УДК. Систематический каталог музыкально-нотной литературы.
ОТДЕЛЫ: абонемент, юношеский сектор, читальный зал,  отдел искусств –
с сентября 1963года, заочный абонемент.
КАДРЫ: 33 сотрудника - высшее библиотечное -15, среднее библиотечное – 10, 6 - высшее, 2 – среднее специальное.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: Все районы области посещались 5-13 раз.
районные семинары – 1-5раз в каждом районе Гомельской области
или по зонам. На семинарах  происходил обмен опытом, приглашались общественники, заведующие колхозными библиотеками. В Брагинском районе создан показательный методический кабинет, а в Светлогорском районе - посты культуры.
 РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ: При записи в библиотеку новых читателей, проводились беседы для выявления интересов, запросов:
пометки в формулярах, составлялся план чтения.
 ПРОПАГАНДА ЛИТЕРАТУРЫ: Выставки-просмотры технической литературы на предприятиях города.
 МБА:  МБА пользовались 230 библиотек области. Качество работы МБА района определялось количеством заказов по МБА. В 1963 г. библиотека состояла абонентом ГБ СССР, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, библиотеки АН БССР и АН СССР, ГБ БССР, библиотек ЛГУ и МГУ, Московской центральной медицинской библиотеки.
 СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Информационный бюллетень, посвященный работе общественности в учреждениях культуры. Почин учителей Витебской области, взявших шефство над учреждениями культуры, поддержали учителя Пиревичской СШ Жлобинского района.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Гомельская областная библиотека приобрела пианино, ротапринт, универсальный проектор, проигрыватель, стодвадцатьтонн угля.




1964 год
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: расширен АГК, расписаны сборники ГОСТов. В отделе искусств  картотеки: АК и СК нот, картотеки периодичских изданий, АК открыток и диафильмов.
ОТДЕЛЫ: до 1964 г.- отдел искусств работал как специализированный читальный зал.  В 1964г. отдел искусств  выдает книги на дом.
КАДРЫ: Гомельская, Мозырская,  Калинковичская районные библиотеки  проводят семинары для начинающих библиотекарей. Один раз в месяц – открытые дни библиотекаря. Конференция библиотечных работников.
В 1964г. Гомельская областная библиотека дважды проводила смотр библиотечных плакатов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: Курсы и семинары методистов, заведующих районных и зональных библиотек, два семинара заведующих городскими
и профсоюзными библиотеками, два кустовых семинара, межведомственный семинар работников городских, районных,  зональных, профсоюзных
 и технических библиотек. Гомельская, Мозырская,  Калинковичская районные библиотеки  проводят семинары для начинающих библиотекарей.
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ: Анализ ста читательских формуляров учащихся и триста формуляров рабочих.  Проведено читательских конференций
и диспутов – девять, встреч с писателями и артистами - двенадцать, литературно-художественных вечеров и устных журналов - тридцать один, лекций-концертов - четыре.
ПРОПАГАНДА ЛИТЕРАТУРЫ: В 1964 г. началась пропаганда литературы по эстетике отделом искусств. Проведено читательских конференций
и диспутов – девять, встреч с писателями и артистами -двенадцать, литературно-художественных вечеров и устных журналов- тридцать один, лекций-концертов- четыре. В библиотеке проводится устный журнал «Новости литературного мира», один раз в месяц – открытые дни библиотекаря.  В 1964г. Гомельская областная библиотека дважды проводила смотр библиотечных плакатов.
ФОНДЫ: отдел искусств располагает книгами, нотами и альбомами
 по музыке, театру, кино, подборкой репродукций, коллекцией открыток – более пяти тысяч, двадцатью наименованиями периодических изданий, шестьдесят пятью диафильмами.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Отдел искусств сотрудничает  с музыкальным училищем им. Соколовского, драмтеатром, преподавателями эстетики.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Отдел искусств имеет пианино, проигрыватель, проектор.

1965
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: АК периодических и продолжающихся изданий, картотека заглавий художественных произведений, редактирование АПУ, картотека читательских интересов,  каталог подсобного фонда ОАБ, каталог периодики. АГК -  и картотека названий художественных произведений – буквенные и слоговые разделители.  Планируется оформить правила работы с каталогами и картотеками.
ОТДЕЛЫ: Отбор краеведческой литературы с целью создания специального отдела.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: районные и зональные библиотеки 
как методические центры:  краеведческая работа, научная работа, координация работы библиотек всех систем и ведомств
МБА: МБА и заочный абонемент
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: семинар по библиографии
с преподавателями средних школ и техникумов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Установить грузовой лифт, заготовить топливо на отопительный сезон, теплофицировать здание библиотеки, переоборудовать ОИСК.

1966
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: ГАК и читательский АК и СК, АПУ, каталог ГОСТов, картотека названий художественных произведений, общая картотека газетно-журнальных статей, краеведческая картотека: Гомельская область и БССР, тематическая и алфавитная картотека стихов. Начата картотека названий художественных произведений,
печатающихся в журналах.
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ: Читательская конференция по книге
И.Д. Ветрова  «Братья по оружию»: встречи с героями книги.
Лекторий по искусству
ПРОПАГАНДА ЛИТЕРАТУРЫ: Читательская конференция
по книге И.Д. Ветрова «Братья по оружию»: встречи с героями книги. Лекторий по искусству
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Читательская конференция
по книге И.Д. Ветрова  «Братья по оружию»: встречи с героями книги.  Лекторий по искусству
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Теплофицирована библиотека, установлена охранная сигнализация.

1967
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ:   АК и СК, картотека периодики, на ГОСТы оформлены новые разделители. Создать картотеки: массовых профессий, читательского спроса, анализов чтения, профильную картотеку читателей               читательский АК на брошюры, закончить дублирование генерального читательского каталога. Планируется регулярно расписывать ГОСТы
и ОСТы.
ОТДЕЛЫ: ОАБ, юношеский сектор, ОЧЗ, ОИСК, заочный абонемент. Краеведческий фонд  собрать и расставить в справочном отделе  д
ля организации краеведческого отдела.
КАДРЫ:  42 сотрудника, высшее библиотечное -23, высшее- 7, среднее библиотечное- 6, заочное библиотечное- 5, общее среднее-1(младший библиотекарь)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: В районах – анализы методической и СБА, МБА и ЗА, книжных фондов сельских библиотек, пропаганда литературы, работа ОЧЗ.
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ:  Создана фонотека.   Записаны две беседы
на магнитофоне, книговыдача отраслевой литературы 43% -ОАБ, 90% - ОЧЗ, пятьдесят экскурсий, половину за счет производственников. Программы занятий по библиографии, практикум библиотекарей головных библиотек микрорайонов города.
ПРОПАГАНДА ЛИТЕРАТУРЫ: Программы занятий по библиографии. Практикум библиотекарей головных библиотек микрорайонов города. 
Провести  пятьдесят экскурсий, половину за счет производственников.
ФОНДЫ: Выделить из общего фонда краеведческую литературу 
и организовать отдел краеведения
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Ремонт крыши, автоклуб переоборудован под полуавтобус. Приобретен эпидиаскоп и проигрыватель с наушниками.

1968
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: Упорядочивание ГОСТов – увеличение спроса на них со стороны специалистов и студентов. СК и АК, ГАК, каталог нот, песен. периодики, каталога названий художественных произведений, общей картотеки газетно-журнальных статей, краеведческой. рецензий, библиографии библиографии, тематической картотеки стихов, названий произведений, сводной картотеки периодики, картотеки описаний и изобретений, картотеки памятных и знаменательных дат по Гомельской области. картотеки картотек технических и вузовских библиотек города.
ОТДЕЛЫ: ОАБ, юношеский сектор, ОЧЗ, ОИСК, ЗА, ОТСХ
КАДРЫ: 51 сотрудник, высшее библиотечное- 25, высшее – 11, среднее библиотечное -11, среднее -  4. заочное библиотечное – 5. Библиотечный актив -80 человек, библиотечный Совет -17 человек
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Описание опытов работы
4
Методические разработки, консультации и письма
16
анализы
12
Информационные бюллетени
4
Информации по темам: для печати, облупркультуры, Министерства
8
Для заслушивания на Совете Управления культуры
14 районов
Областных семинаров
4
Межрайонных: совместно с Могилевской областью
1
Курсы методистов
1
Районные семинары с участием работников ГОБ
40
выездов
147
Выездов методистов
60


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ:  Лекторий по изобразительному искусству.
ПРОПАГАНДА ЛИТЕРАТУРЫ: Лекторий по изобразительному искусству.
ФОНДЫ: Передана литература по индикатору из ОКХ в ОКР и ОТСХ.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Лекторий по изобразительному искусству.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: В местных типографиях изготовлены читательские билеты, аналитические формуляры.

1969
КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ: Отредактированы краеведческая картотека, картотека рецензий по белорусской литературе, СК по Белоруссии
и обновление картотеки персоналий, редактирование оформления СК.
ГАК, АК, СК, картотека на заглавия художественных произведений, АПУ.
ОТДЕЛЫ:   ОАБ, юношеский сектор, ОЧЗ, ОИСК, ОКР, ОТСХ.
КАДРЫ: Кадры- 51, , высшее библиотечное- 26, высшее- 8, среднее библиотечное- 12, среднее- 5, заочно -5. Читательский актив – более 80 человек.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: восемь школ передового опыта. Ежеквартально - заседания областного оргкомитета – участие в смотре библиотек, контроль работы городских и районных оргкомитетов. Организация передвижек
в Буда-Кошелевском районе.
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ: восемьдесят четыре экскурсии, двадцать два урока с учащимися. С учащимися двенадцатьуроков  по СБА,  пятнадцать экскурсий в библиотеке и СБО. Организация передвижек
в Буда-Кошелевском районе.
ФОНДЫ: Передать ОИНЛ по индикатору новейшую литературу
на иностранных языках из фондов ОЧЗ ОКХ. Выросли фонды университета
и БИИЖТа.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ:  восемьдесят четыре экскурсии. Выросла сеть массовых библиотек – стало одинннадцать, а в 1967году  было шесть.  Двадцать два урокас учащимися. Организация передвижек
в Буда-Кошелевском районе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: Капитальный ремонт Гомельской областной библиотеки с частичной реконструкцией – увеличен лекционный зал, благоустроен сектор учета и ротапринтная, приобретено: фотокопировальная машина, проигрыватель, установлен автоответчик, информирующий о новых поступлениях, усовершенствован малый грузовой лифт. Переплет периодики,  на «Полеспечати» изготовлены читательские билеты.














Комментариев нет:

Отправить комментарий